Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области

Сахалинские рыбаки меряются неводами

14 февраля 2020 г.

Сахалинские рыбаки меряются неводами

Первое в этом году заседание Сахалинского рыбохозяйственного совета, на котором побывал и корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» получилось жарким. В повестке дня, как на подбор, оказались острые вопросы, и почти по каждому из них рыбопромышленники спорили, отстаивая совершенно разные позиции. Волнующую многих тему поднял Владимир Смирнов, руководитель Ассоциации устойчивого рыболовства северо-востока Сахалина. Он представил на обозрение карту острова, где были выделены промысловые участки, на которых устанавливают невода длиной три километра. Оказалось, что такие орудия лова занимают едва ли не половину побережья
 

Фото: архив skr.su

Километровая чехарда

Рыбопромышленник из Смирныховского района напомнил: исторически, на протяжении не одного десятилетия, на лососевую путину наши рыбаки выходили с двухкилометровыми неводами. Но в 2011 году Минсельхоз РФ так изменил правила, что в них вписались уже и трехкилометровые орудия лова. А в 2019-м это же министерство издало приказ, согласно которому на ряде участков восточного и южного побережья Сахалина требовалось укоротить невода — где до 1,5 километра, а где и вовсе до километра. Абсурдным решение чиновников стало по одной простой причине: изданный 25 июля документ вступал в силу 30 августа. То есть рыбу надумали спасать, когда ее уже почти выловили. По мнению Смирнова, длину неводов сокращать, безусловно, требуется, но делать это надо вовремя.

Подобная километровая чехарда лишь на первый взгляд выглядит нелепо. Сахалинские рыбопромышленники не случайно почти каждый год меряются длиной своих неводов. Даже несведущему человеку понятно — чем дальше в море уходит орудие лова, тем больше лосося в него попадет. Другие члены рыбхозсовета возразили: условия для промысла везде разные, это учитывается и при оборудовании центрального крыла невода.

Скажем, на юго-востоке Сахалина в нескольких сотнях метров от уреза воды вытянулись почти параллельно скальные гряды, и там сетное полотно рыбаки просто вынуждены навешивать как можно дальше от берега. В итоге предложение Смирнова совет даже не стал ставить на голосование.

Климат не виноват

Резко раскритиковал нынешние перекосы в искусственном разведении лососевых президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев. Он убежден: падение запасов горбуши на Сахалине вызвано вовсе не климатическими изменениями, вытесняющими эту рыбу на север. Намного больше вреда принесло строительство рыбоводных заводов на реках, где традиционно нерестилась горбуша. Мало того что на таких предприятиях стали перекрывать проход рыбы к природным нерестилищам, так там начали еще и ежегодно наращивать воспроизводство кеты.

— Искусственно выращенная рыба заместила дикую кету даже там, где она прежде водилась, — сказал Матвеев. — Заводская рыба существенно уступает по биологическим показателям и потребительским свойствам кете природного происхождения. Получается, деятельность рыбоводных заводов дала нам лишь возможность добывать до 20 тысяч тонн низкосортной рыбы!

Руководитель одного из крупных общественных объединений напомнил, что вопрос о разработке современной модели ведения и развития лососевого хозяйства рыбаки поднимают на протяжении нескольких лет. Однако ни модели, ни хотя бы независимой оценки того, насколько вообще эффективно рыбоводство на Сахалине, нет до сих пор.

Матвеев уточнил: пришло время разобраться, почему не выполнен предусматривающий такую работу утвержденный в региональном правительстве план развития лососевого хозяйства Сахалинской области на период 2017–2020 годов.

Представитель Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области Кирилл Проскуряков заявил, что совет не должен заниматься «спекулятивными предложениями». В общем, и здесь к согласию руководители отрасли не пришли.

Непроходные проходные

Но одна из тем все же вызвала редкое на этом заседании единодушие. Речь вновь зашла о так называемых проходных днях, которые вводятся в островном регионе для беспрепятственного прохода лососевых в реки. В прошлом году, например, с началом путины сахалинские рыбаки зашивали свои невода для пропуска горбуши на три дня в неделю, а для кеты — на четыре. Но стоило прибрежным бригадам после пропуска начать промысел, как надвигался очередной шторм или рыба уходила в другие районы.

— Сколько средств было потеряно, а ведь у нас не бюджетные деньги, мы их зарабатываем! — выразил общее мнение промысловиков руководитель ассоциации рыбопромышленников Ногликского района Андрей Сухотин. — Мы бы хотели, чтобы СахНИРО провел анализ и вместе с рыбаками пересмотрел эти дни.

Кстати, вводит злополучные дни пропуска по рекомендации ученых областная «анадромная» комиссия, которую в просторечье зовут еще и штабом путины. Цель здесь одна — снизить промысловую нагрузку на тающие запасы лососевых. А вот на рыбхозсовете для этой меры нашли звучные эпитеты. Километровая чехарда«санкции в отношении рыбаков», «кормление морзверя прямо из неводов» — каких только оценок не прозвучало в зале! Отмолчались на этот раз лишь представители отраслевой науки, территориальных подразделений Росрыболовства и Главрыбвода, хотя обычно они и выступают за введение столь нелюбимых рыбопромышленниками ограничений.

Здесь стоит уточнить: Сахалинский рыбохозяйственный совет является органом совещательным. Он может, конечно, определить общую позицию, которая довольно весомо прозвучит для органов власти, ученых и всех, кто так или иначе связан с отраслью. Вот только даже самые обоснованные и своевременные рекомендации этого совета не имеют силу нормативного акта и уж тем более закона. Значит, и решения, которых так горячо добиваются островные рыбопромышленники, будут приниматься позже и совсем в других инстанциях.

https://skr.su/news/post/132083/