Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области
- arso2017@list.ru
-
тел./факс: 8 (4242) 72-25-76
- мы в Телеграме
Мужская работа: на Итурупе началась малая путина минтая и трески
26 марта 2025 г.
На Курилах стартовала малая путина - рыбаки каждый день выходят в море за треской и минтаем. Их добывают у берега донными сетями - каждый день с утра и до вечера. Корреспондент astv.ru своими глазами увидел, как трудна бывает работа рыбаков.
Несколько судов "Курильского рыбака" вышли из бухты Оля Итурупа ранним утром 21 марта. ПМБ - промысловые малые боты, или дорки - провели ночь на берегу из-за непогоды.
- Был сильный ветер, нагнало льда. Чтобы винты не погнуло. Для этого суда выгрузили, - объяснил стоящий на пирсе рыбак.
При помощи тяжёлой техники суда ставят обратно на воду. Каждое поднимают в воздух два крана. Крановщики как музыканты действуют синхронно, чтобы не допустить перекоса. Каждое такое судно весит около 36 тонн. Зрелище завораживает.
Бот 447 идёт до первой точки к бухте Консервной - туда, где команда оставила сети, "порядок", как их называют рыбаки. Это донные сети длиной в 720 метров с якорями и утяжелённой нижней частью, а также яркими красными буями на поверхности. Холодный ветер продувает одежду - самую зимнюю, которая нашлась. Мужчины улыбаются - они к этому привыкли.
- Чем я люблю эту рыбалку - каждый работает сам на себя, - признался старший по добыче Александр Ан. - Сколько поймал - столько заработал.
Сегодня 447 бот должен посетить две точки.
- Не каждый день их надо проверять. Сами понимаете, надо, чтобы настоялось. Мы утром выходим, вечером приходим. На горбуше другое - там стоят невода, мы их обслуживаем, каждый надо проверять. Мы уже несколько лет идём в лидерах. С конца марта до середины июня в том году мы поймали, кажется, 207 тонн белой рыбы, - не без гордости в голосе отметил Александр. - Сейчас рыбалка только началась. Мы пока только пристреливаемся.
Пока судно идёт до точки, часть команды может провести время в каюте. Там довольно уютно - стоит стол, две двойные кровати, возле одной - старое фото команды. На стене висят икона и часы.
- Когда едим? Когда время есть. Как на точку подойдём - работа начнётся. Не до того будет, - сказал Александр.
По крутой лестнице в каюту в одно движение спускается Зелимхан Усманов. Он работает в "Курильском рыбаке" с 2020 года. Молодой мужчина родом из Чечни, мусульманин. Александр Ан - крещёный православный. Это никому не мешает. Команда работает как единый организм уже много лет.
В свободное время Зелимхан учится на капитана. На его кровати лежит справочник капитана промыслового судна. Но в путину свободного времени читать немного, признаётся он. Да и, к тому же, недавно родился ребёнок.
- Настолько привык за эти годы к морю, что на суше стрессуешь, ждёшь, когда обратно. А в море расслабляешься, - отметил Зелимхан.
Подходим к первой точке. Рыбаки занимают места и готовятся поднимать сети.
Процесс добычи трески и минтая выглядит так. Бот подходит к красному бую, который хорошо видно в море. Команда с помощью лебёдки - вращающегося барабана - поднимает якорь и оба троса - верхнюю и нижнюю, утяжелённую свинцом и грузом, части донной сети длиной 720 метров. Именно в этот момент экипаж понимает, насколько успешен улов.
Всё, что попало в сети, команда вручную достаёт из лески. Это физически тяжёлая монотонная работа. Мужчины часами вытаскивают сети, руками выпутывая холодную треску и минтай. Если случайно попадается осьминог, его аккуратно освобождают и отпускают в море.
Одна тушка трески может потянуть на 4-10 килограммов. За сутки команда руками иногда перебирает по нескольку тонн - не каждому спортсмену под силу. И всё это и в дождь, и в ветер, и в снег.
Мешкать экипажу нельзя - если бот вынужден задержаться на сутки в бухте из-за непогоды - а такое на Курилах случается - мелкие рачки успевают объесть попавшую в сети рыбу до костей. Улов, срывающийся с лебедки или выскальзывающий из сети, попадает в море на радость чайкам. Каждое промысловое судно преследуют десятки птиц, уже привыкших к обильному "столу". Многие по-хозяйски устраиваются на крыше или на носу.
Иногда "на огонёк" заглядывает и более крупные гости - орланы. Рыбаки подкармливают роскошных красавцев, бросая добычу в воду, а иногда - прямо кормя с руки.
- Опасное дело. У них когти как бритвы, - улыбается Зелимхан. - Если орлан молодой, то он не решается подлетать. Если старый, опытный, - может и с руки взять.
Экипаж извлекают рыбу из сети. Её сдвигают на корму - позже порядок снова забросят в море, но уже на новом месте. Его определит капитан.
Во время рейса у капитана бота 447 Романа Селезнёва особая роль. Он по приборам следит за местоположением судна относительно точек и прикидывает, где поставить порядок в следующий раз. Сейчас, к примеру, под ботом 150 метров воды.
В каюте висят рыбки - на удачу. И икона.
- Когда пароход спустили на воду, батюшка пришел, освятил. Иконки он принёс, - объяснил Роман Селезнёв.
ПМБ 447 - единственное судно, которое сделало само предприятие "Курильский рыбак", отметил мужчина. Остальные - покупные.
- Очень большая разница. Этот очень хороший пароход, мореходный, держит хорошо волну. На нём нравится работать, - улыбнулся капитан. - Сейчас в море шесть ботов. Каждый работает сам на себя. Сколько поймали - столько получили.
Для команд действует премиальная система - награды за первое место по улову. Команда понимает, что может заработать больше. Если рыбацкая удача улыбается экипажу - квоты добавляют.
- У каждого парохода есть определенные точки. Чтобы он отвечал за них. С этих неводов ловит вся бригада. Если сеть повреждена - подшиваем, ремонтируем. Обычно зимой, - объяснил Роман Селезнёв. - Летом начинаем уже на горбушу переходить. Потом ближе к осени - на кету переходим. У нас весь год занят, кроме зимы. Но белорыбица значительно тяжелее. У парней каждая рыбка проходит через руки.
Завершив проверку точек, рыбаки спешат в бухту. Им предстоит сдать на переработку тонны рыбы. Как ранее сообщал astv.ru, по данным Росрыболовства на 4 марта, дальневосточные рыбаки добыли 574,2 тысяч тонн минтая. Из них в Охотском море – более 423 тысячи тонн. Лов вели 80 судов - а том числе и ПМБ 447 с командой из семи человек.