Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области

Капитан, его команда и лосось в кошельке

8 октября 2020 г.

Капитан, его команда и лосось в кошельке

Рыболовство, Новости Курильских островов, Weekly, Бизнес, Курильск

Остров Итуруп, акватория порта, причал перерабатывающего завода "Ясный". ИА Sakh.com вчера рассказывал о процессе рыбопереработки, но ведь главное — добыть рыбу и вовремя доставить. Эта история одного дня, который, как здесь любят говорить, год кормит, записана на борту промыслового катера "Дракон". Успех предприятия — это в первую очередь люди, профессионалы своего дела. Хотелось увидеть, какие они, современные рыбаки.

Как выяснилось, все те же — простые, без высокомерия. Да и принципы промысла остались прежними, меняются лишь оснащение судов и возможности вылавливать и доставлять на берег огромные объемы.

Кошельковый промысел

Добывающий флот ЗАО "Курильский рыбак" на промысле кеты состоит из 23 единиц маломерного флота и трех сейнеров американской постройки, в процессе задействован и крупный флот, но это другая история. Предприятие первым на островах стало кроме привычного ставного промысла лосося использовать кошельковый.

В семь утра мы отправляемся в море, там и встречаем рассвет.

Капитан РК "Дракон" Василий Шевчук — улыбчивый, немногословный парень, рассказывает, что рыбопромысловый катер предназначен специально для промысла кошельковым неводом, работает на нем с 2016 года. В промысле помогает вспомогательный борт, который раскрывает "кошелек" и оттягивает от невода. Спрашиваю о сути процесса.

Василий Шевчук
Василий Шевчук

— Да что рассказывать, сейчас посмотрите, как мы это делаем, и сами все поймете, — уходит от ответа капитан. — Сначала надо найти рыбный косяк, обметнуть (обвести вокруг него), закрыть и забрать. Можно сказать, это забытое старое. Еще в 80-х наши отцы ловили кету на РС-300, насколько я помню. Потом этой рыбы становилось меньше и меньше. Наше предприятие стало ее разводить, и вот результат.

Эх, Василий, что ж, будем разбираться сами.

Есть разновидности орудий лова, этот невод называется "обкидной", то есть косяк рыбы обводится неводом по кругу, соединяются два его конца (так называемый капитанский конец и сливной), а понизу через кольца продет канат, который стягивает низ орудия лова. Словом, это глубокая стенка, низ которой имеет свойство стягиваться, образуя кошель.

Пока невод подтягивается на борт, рыба сгоняется к сливному концу орудия лова. Капитан время от времени стучит по борту катера, пугая рыбу и заставляя уйти "под стенку" (пока низ невода не стянут до конца, она может увильнуть в его открытую часть). Принцип такой: чем больше шума, тем вернее.

Длина невода составляет 420 метров, глубина — 25. Самый неповторимый момент, когда рыба переливается на борт.

Но сначала нужно найти рыбный косяк. Места здесь самые рыбные, ведь сюда, где есть рыбоводные заводы, кета возвращается домой. Выныривает, бьет хвостом о поверхность воды. Там, где ее много, рыбаки и бросают невод.

— Как определяем косяки? Дедовским методом, по всплескам, здесь важны чутье и, в первую очередь, удача. Она приходит туда, где ручьи вытекают, крутится и прыгает. Видите, как прыгает!

Сейнеры курсируют по промысловым участкам, где есть разрешение на вылов, уйти могут на расстояние, которое занимает до 4 часов хода.

Первый улов, и через 20 минут готовность снова забрасывать невод. Трудоемкий труд. Особенно тяжело тем, кто на палубе. В центре стоит Андрей, лицо его плотно закрыто маской. Медузы — вещь коварная, если попадают на кожу, обжигают.

Но в воде они выглядят космически красивыми.

Время подъема невода зависит от объема улова, если там, допустим, полторы тонны, это займет 20 минут. В день пять заметов — это считается хорошим результатом. Но бывает и больше.

Случается, что рыбы нет вообще. Или непогода, частое явление на острове, тогда команда уходит "штормовать".

Поэтому парни ловят момент, работают как заведенные, ловят до темноты, а с рассветом снова на работу. И так с мая по ноябрь (уже в мае начинают готовиться к горбушовой путине).

— Чем больше выловим, тем больше денег заработаем. У нас все честно, все прозрачно, — делится капитан. — Зарабатываем отлично, можно всю зиму на эти деньги жить. Иногда, знаете, мы зарабатываем за три месяца столько, сколько строитель, например, за год. Да и вообще без моря — никуда, отец у меня работал в прибрежке, я все детство с ним в море выходил. Вода и пароходы — моя стихия.

Одна команда

Каждый человек здесь на вес золота. Когда идет процесс "обметывания" и поднятия невода, его предстоит удержать, "чтобы косяк не вышел". Этот вид промысла увеличивает площадь облова, однако длинный невод значительно тяжелее, это видно по усилиям рыбаков. Поэтому (наверное) капитан наравне с другими тянет сеть, работая на результат.

Василий Шевчук — коренной сахалинец. После армии пришел работать матросом (в 1998 году), увидел перспективу и пошел учиться, окончил невельскую мореходку.

Команда состоит из пяти человек: старший механик Александр Сидоркин, благодаря ему, все работает и крутится. Его помощник Иван Урюпин (приехал из Новосибирска), старпом Сергей Денисенко и Андрей Рубцов, матрос и кандей (сахалинец, но бывший, несколько лет подряд приезжает только на путину).

— Почему нравится? Ты выполняешь любимую работу, и за это тебе еще деньги платят, получаешь поощрения, что может быть лучше? Где родился, там и пригодился. Ни минуты в своей жизни не пожалел, что пошел по этому пути. Да, были неприятные годы, когда рыба не пришла и мы ничего не заработали. Но сейчас рыба есть, значит, жить будем. Рыба — это жизнь.

Александр Сидоркин
Александр Сидоркин
Иван Урюпин
Иван Урюпин
Андрей Рубцов (справа)
Андрей Рубцов (справа)
Сергей Денисенко
Сергей Денисенко

К часу дня нам удалось за шесть заходов добыть 25 тонн кеты. На вопрос, есть ли чувство удовлетворения, ребята отвечают, что да, а вообще "курочка по зернышку", тут главное — азарт.

После пяти "заметов" случилась поломка и судно ушло чиниться, высадив нас на берег. К ночи "Дракон" отчитался: 60 тонн за сутки. Это отличный улов. Говорят, хорошим людям (и рыбакам, и журналистам) всегда везет. Или почти всегда. Этой надеждой и живем.

История путешествия по рыбным местам Итурупа на этом не заканчивается. В горячие дни командировки состоялась еще одна интересная встреча — с капитаном МРС-80, курильчанином Дмитрием Ингачёвым и его командой. О традиционном промысле ставным неводом, о людях моря — в следующем материале.

***

В качестве послесловия скажу, что люди на Курилах хоть и более открыты и понятны, чем в больших городах, в то же время от интервью о жизни на Курилах отказываются.

Учитывая, что в 2020-м кризис ударил своей железной лапой почти по всем отраслям производства, да так, что чиновникам приходится корректировать цифры и деньги, — здесь люди этого кризиса пока не ощутили. Вернее, они настолько привыкли к местной дороговизне, к отсутствию стабильного транспортного сообщения, что их нельзя ничем удивить. Работают от зари до темна, держатся за свои места, понимая, что никакой другой частный инвестор не понесет сюда мешки с деньгами. А ведь для него, для нового инвестора, затеяна целая программа. Дескать, создадим программу и бизнес бегом побежит. Не бежит. Развивать здесь туризм государство тоже не торопится. И ведь кроме ЗАО "Курильский рыбак", флагмана отрасли на островах, куда еще возят высоких гостей? Зато чиновники все как один говорят, что любят этот край. Ну, разве что ради любви. Тогда пускай едут.